Профессиональные мониторы, какие они?




Что значит слово "профессиональный" применительно к компьютерным комплектующим? Мы повсюду натыкаемся на профессиональные звуковые платы, видеокарты, мониторы и прочее. Это прилагательное в последнее время применяется слишком часто и порой не к месту. Это своего рода заклинание, призванное загипнотизировать покупателя: если монитор или сканер профессиональный, значит, он относится к высшей касте и обладает непревзойденными (по разумению продавца) характеристиками...

Можно так сформулировать понятие "профессиональный": это железка, которая позволяет человеку-профессионалу (в той или иной области) получить результат, соответствующий самым высоким стандартам в этой области. Пример: создать на компьютере музыкальную запись такого качества, чтобы ее можно было тиражировать под лейблом Chesky Records, можно только при помощи действительно профессиональной звуковой карты стоимостью порядка $1000.

Пример второй: вооружившись двухмегапиксельным фотоаппаратом и компьютером начального уровня с 15-дюймовым монитором, вы не сможете сделать иллюстрации и подготовить к печати свежий номер журнала Playboy. Тут необходима ЦФК с матрицей от 6 до 16 мегапикселей и высококлассным объективом (и профессионал-фотограф впридачу), а также специальный монитор, позволяющий при подготовке журнала с необходимой точностью контролировать цветопередачу.

Я думаю, что для верстки и обработки изображений в дорогом иллюстрированном журнале вряд ли применяются 17-дюймовые мониторы стоимостью 300 долларов. Скорее всего, при работе с растровой графикой в редакции используют хорошо откалиброванные BARCO или LaCie, которые позволяют увидеть обнаженное бедро очередной красавицы в точности таким, каким оно получится потом на глянцевой бумаге журнала. А верстальщик наверняка сидит за "сонькой" модели F520 или iiyama Vision Master Pro 514.Собственно, это было вступление и попытка разобраться с терминологией. А поговорим мы сегодня о мониторах. Профессиональных, разумеется.
Вообще говоря, к таковым можно отнести и дорогие TFT-LCD-модели. Они очень хорошо подходят людям, вынужденным работать с большими объемами текстовой информации, например, писателям, журналистам или биржевым брокерам (понятно, что среди этих категорий людей есть настоящие профессионалы своего дела).

Однако под профессионалом применительно к дисплеям обычно подразумевается человек, занимающийся полиграфией, предпечатной обработкой изображений, CAD/CAM-проектами или, наконец, моделированием трехмерной графики. Соответственно, главный параметр, по которому оценивается профпригодность монитора - точность цветопередачи и максимальная приближенность выдаваемого изображения к конечному (как правило, бумажному) результату.

На сегодняшний день электронно-лучевая трубка позволяет обеспечить большую стабильность изображения в широком диапазоне углов обзора и дает наилучшее попадание в цвет. Можно возразить, что чертежнику в AutoCAD или моделлеру в 3DSMax вовсе не обязательна эталонная цветопередача! Однако и тут нас ждет засада. Дело в том, что типичная ЖК-матрица за счет своеобразной структуры имеет много недостатков и в других областях.

Например, относительно большой размер зерна и прямоугольная форма пикселя приводят к неудовлетворительному отображению наклонных линий. Непрозрачная черная решетка (Black Matrix), необходимая для того, чтобы соседние пиксели не засвечивались друг от друга, портит изображение самим своим присутствием. Приглядитесь повнимательнее к TFT-панели, и вы увидите эту темную сетку, особенно заметную на светлом фоне.

Субпиксели в матрице далеки от того, чтобы сливаться в одну точку, и поэтому антиалиасинг линий и сглаживание шрифтов на ЖК-мониторе часто приводят к артефактам, типа цветных окантовок. Все это весьма печально, поскольку ЭЛТ-мониторы обладают кучей не менее значимых недостатков и вряд ли более полезны для человеческого организма в целом и для зрения в частности. Но вот поди ж ты, судьба пока складывается так, что для настоящего профессионала оптимальным выбором по соотношению цена / качество пока остается старая добрая ЭЛТ-трубка.

Существуют, конечно, некоторые элитные модели ЖК-панелей, такие как iiyama AQU5611DTBK (см. врезку), которые за счет огромного разрешения и полезной площади экрана могут успешно использоваться даже в сфере издательской деятельности, скажем, верстальщиками. Однако погоды на рынке профессиональных мониторов такие модели не делают по причине крайне высокой цены и меньшей, чем у ЭЛТ-аналогов, универсальности.

Итак, поговорим сегодня о самом массовом сегменте профессиональных дисплеев - моделях на электронно-лучевой трубке.

Годен, не годен?

Предлагаю ознакомиться с основными значимыми параметрами ЭЛТ-мониторов и критериями, с помощью которых происходит отбор моделей в профессиональную лигу.

Размер диагонали

Лет десять назад профессиональными считались и 17-дюймовые мониторы. Сейчас к таковым можно отнести только те модели, которые имеют размер диагонали 19 и более дюймов. При этом "девятнашки" скорее относятся к полупрофессиональному классу, для ограниченных в средствах пользователей и домашнего применения.

Выбором настоящего мастера можно считать дисплеи размером 21-24 дюйма по диагонали, они позволяют использовать разрешения 1600 х 1200 пикселей и выше при достаточной частоте вертикальной развертки (85-100 Гц). Такой размер и разрешение позволяют отображать в масштабе 1:1 два листа формата А4 или чуть большего (разворот журнала).

Кстати, встречающиеся у многих производителей 22-дюймовые модели мало отличаются от 21-дюймовых по полезной площади изображения (в обоих случаях диагональ видимой области равна 20"). Единственное преимущество, которое теоретически может дать больший на дюйм внешний размер трубки, - это меньшие искажения в рабочей зоне, поскольку края кинескопа несколько отдаляются от границ изображения.

Размер зерна

Этот параметр зависит и от типа используемой трубки (апертурная решетка или теневая маска). У теневой маски размер зерна, как правило, меньше. Например, в ЭЛТ ErgoFlat шаг точки равен 0,21 мм. Это очень хороший показатель для теневой маски, а вообще, у профессиональной модели на основе теневой маски шаг точки должен быть меньше 0,26 мм.

В моделях с апертурной решеткой несколько другая геометрия пикселя, подсчет ведется немного по-другому, и поэтому нормальным показателем является 0,24-0,25 мм. Часто в "тринитронах" и "даймондтронах" (единственные два типа трубок, построенные на Aperture Grill) используется переменный шаг точки: в центре 0,24 мм, а на периферии экрана, скажем, 0,25 мм. Топ-модели трубок Trinitron имеют постоянный шаг решетки 0,22 мм, а вот апертурная решетка с шагом 0,25-0,27 мм уже не имеет права именоваться профессиональной: ну куда с таким зерном в калашный ряд?

Режимы цветовой температуры

Приличный монитор, годящийся для предпечатной обработки изображений, должен иметь как минимум три предустановки цветовой температуры (5000, 6500 и 9300К), да еще и ручную регулировку этого параметра. В идеале хорошо бы помимо этого иметь возможность регулировать цветовую температуру от 5000 до 11000К с шагом в 100К и дополнительный режим sRGB (см. врезку).

Напомним, что стандартной цветовой температурой для полиграфии считается 6500К (чего я, привыкший к холодной и ясной гамме 9300К, категорически не понимаю). Конечно, аппаратная установка цветовой температуры в меню монитора - лишь первый шаг в процессе цветокалибровки, не стоит забывать об этом.

Точность цветопередачи (DE или delta E)

DЕ - это разность положения точек на цветовой шкале CIE Lab, одна из которых описывает исходный цвет, а вторая - цвет, отображенный на мониторе. Понятно, что в идеале эта разность должна равняться нулю. Считается, что глаз человека не способен уловить DЕ<1. Мониторы общего назначения, даже так называемых "профессиональных" серий, имеют значение DЕ от 15 и выше.

Чуть лучше обстоят дела у моделей, оснащенных аппаратными калибраторами (фотоэлемент, прикладываемый к экрану) - параметр DЕ при грамотной калибровке можно довести до 6 единиц. По-настоящему профессиональные приборы для работы с цветом - мониторы Reference Calibrator V производства Barco View - позволяют получить DЕ=1 (по заявлениям производителя). Упрощенная серия мониторов Barco для полиграфии, именуемая Personal Calibrator V, позволяет добиться значения DЕ<4.

Для точной цветопередачи самое сложное - добиться необходимой чистоты белого по всей поверхности экрана. Вы наверняка видели, что на некоторых мониторах при включении белого фона наблюдается ощутимая неравномерность цвета, например, один угол слегка темнее центра, а второй отдает желтизной или синим.

У монитора с хорошим DЕ чистота цветов, как первичных по отдельности (красный / зеленый / синий), так и всех в комплексе (белый), находится на высоте и вы вряд ли заметите неравномерность цвета фона. Это, кстати, достигается раздельной регулировкой чистоты цвета в нескольких зонах экрана (от 4 до 25).

Частотные характеристики

Это максимальная частота строчной и кадровой развертки, а также полоса пропускания видеоусилителя (video clock frequency). Первые два параметра жестко связаны между собой: частоту строчной или горизонтальной развертки можно получить, перемножив число строк на частоту кадровой развертки (она же - частота обновления или рефреш). Поэтому не обязательно знать частотную полосу горизонтальной развертки - достаточно указать разрешение и максимально достижимую в этом режиме частоту обновления, например 1600 х 1200 @ 85 Гц.

Необходимая полоса пропускания видеоусилителя рассчитывается исходя из такого предельного режима, при этом к полученному значению приплюсовывается 20-25%, что позволяет учесть время, затрачиваемое на обратный ход луча.

Посчитаем, какая минимальная полоса пропускания видеоусилителя нужна для монитора, который способен работать в режиме 1600 х 1200 @ 85 Гц: 1600 х 1200 х 85 + 25% = 204 МГц. В профессиональных моделях этот параметр стараются обеспечить с запасом - скажем, у 19" монитора, для которого верны все приведенные вычисления, полоса пропускания составляет 230-300 МГц вместо минимальных 204 МГц.

При прочих равных условиях большая резкость и четкость текста будет у того монитора, который имеет более совершенный видеоусилитель с большей шириной полосы пропускания. Для профессиональных дисплеев с диагональю 21 дюйм желательна как минимум поддержка режима 1600 х 1200 @ 100 Гц. Для 19-дюймовиков планка опускается до 1600 х 1200 @ 85 Гц.

Геометрические параметры изображения

Это такие важные характеристики, как отсутствие геометрических искажений, качественные фокусировка и сведение. У профессионального монитора все эти параметры должны быть на высоте и, по крайней мере, не мешать при работе. В данном случае сложно установить четкие рамки (в миллиметрах допустимых отклонений). Сведение и фокусировку вообще сложно измерять в привычных единицах.

Коротко можно сформулировать так: фокусировка и сведение должны быть отличными по всей площади экрана, а геометрические искажения сведены к минимуму. Стандартом де-факто для профессиональных мониторов считается наличие регулировки фокуса, сведения по вертикали и горизонтали, а также линейности изображения (помимо общепринятых регулировок геометрии).

Многие приличные мониторы имеют регулировку линейности сведения и возможность коррекции горизонтальной бочки (головная боль владельцев многих больших мониторов). Самые продвинутые экземпляры оснащены регулировками фокуса, сведения и чистоты цветов раздельно в 25 зонах экрана (Barco Reference Calibrator V).

Прочее

Для профессионального монитора полезным будет наличие двух раздельных входов, это позволяет при необходимости быстро переключаться между источниками сигнала, не меняя кабели. Неплохо, если один вход будет выполнен в стандарте BNC. Хотя качественный кабель стандарта D-Sub с раздельным экранированием в связке с хорошей видеокартой также обеспечивает отличное качество, BNC-подключение все же дает дополнительную уверенность в качестве тракта прохождения видеосигнала.

Многие производители предлагают дополнительные аксессуары, позволяющие добиться идеального качества изображения: это защитные козырьки и темные халаты для персонала, уменьшающие до минимума постороннюю засветку экрана.
Абсолютно плоский экран, как это ни странно, не является обязательной принадлежностью профессионального монитора.

Многие замечательные модели построены на базе сферической теневой маски. Кстати, в абсолютно плоских моделях гораздо сложнее обеспечить идеальное сведение и фокусировку, и на данные параметры обязательно нужно обращать внимание при выборе конкретного экземпляра.

Что же выбрать?

Итак, попробуем от теории перейти к практике и выбрать подходящие модели мониторов для различных областей применения.

Предпечатная обработка изображений

Эта область деятельности по-английски называется prepress and publishing. Главный параметр монитора здесь - точность цветопередачи. Человеку, который готовит иллюстрации для дорогого издания, посвященного коллекционному стрелковому оружию (к примеру), по большому счету наплевать на ограниченную частоту вертикальной развертки или неидеально плоский экран. Главное - попасть в цвет.

Промахи, допущенные на этапе подготовки изображений, впоследствии могут вылиться в большие финансовые потери. Малейшее отклонение гаммы иллюстраций от требуемой может безвозвратно загубить все впечатление от дорогой книги. Поэтому в солидных издательствах не экономят на оборудовании и люди, работающие с цветом, могут рассчитывать на самое лучшее оборудование.

Ориентиров в данной области не так много, и один из них - известная компания Barco View. Линия продуктов под названием Reference/Personal Calibrator выпускается уже много лет, и всегда эти мониторы были одними из лучших по качеству цветопередачи. Модель Reference Calibrator V, оснащенная аппаратным 12-битным калибратором будет отличным выбором для продвинутого полиграфиста.

Если вы готовы смириться с показателем delta E в районе четырех единиц, и вас не напрягает отсутствие настройки фокуса в 25 зонах экрана, то вам подойдет младшая модель Personal Calibrator V, которая стоит заметно дешевле (3000 долларов против 4100 у старшей модели). Для ограниченных в средствах пользователей может подойти модель electron22blue IV от LaCie.

Этот монитор основан на трубке Diamondtron, и может быть откалиброван до весьма неплохих показателей, которым, правда далеко до показателей мониторов Barco. Всего за 1000 с небольшим долларов вы получаете монитор, изначально ориентированный производителем на работу с цветом. Разумеется, каждая уважающая себя модель монитора, ориентированного на prepress and publishing имеет в качестве дополнительных опций как минимум светозащитный козырек и разъемы стандарта ВNC.

Напоследок скажу вам по секрету: круг людей, покупающих подобные мониторы, весьма узок и они страшно далеки от народа. Слишком уж специфичными характеристиками обладают мониторы для сверхточной работы с цветом: трубка может быть не плоской, частотные характеристики явно не фонтан, а цена - просто заоблачна...

Верстка

Для верстальщика периодического издания, по большому счету, не так важна эталонная цветопередача. Иллюстрации (если все делается по уму) подготовлены заранее другим человеком. На первый план выходит полезная площадь изображения, качество сведения и фокусировки, геометрия изображения и возможность монитора качественно отображать мелкий текст. Крайне желательна хорошая частота обновления в высоких разрешениях.

Соответственно, вырисовывается примерный портрет идеального монитора для верстальщика: это модель с абсолютно плоской трубкой, имеющая отличные частотные характеристики и хорошие возможности настройки. Самыми продвинутыми частотными характеристиками среди 21-22-дюймовых моделей на сегодняшний день обладают мониторы iiyama Vision Master Pro 514. Полоса пропускания видеоусилителя рекордна - 390 МГц!

Параметры строчной развертки также впечатляют: полоса 30-142 кГц подразумевает частоту обновления 113 Гц в разрешении 1600 х 1200. Монитор основан на трубке Diamondtron U2 с постоянным шагом точки 0,24 мм (самая совершенная на сегодня модель трубки Diamondtron), имеет аппаратный режим sRGB и совместим с компьютерами Apple.

Совсем немного уступает этому монстру по параметрам строчной развертки отличная модель Sony Multiscan F520, которая может обеспечить рефреш 110 Гц в разрешении 1600 х 1200 (полоса 30-137 кГц). Полоса пропускания видеоусилителя производителем не сообщается, но похоже, что она лежит в районе 300 МГц.

Чуть в более низком ценовом диапазоне располагается известная модель iiyama Vision Master Pro 512 (скоро ее место займет модель 513). Отличия от топ-модели 514 заключаются в другой модели кинескопа (Diamondtron NF с шагом точки 0,24 мм) и слегка уменьшенных параметрах строчной развертки (110 Гц в 1600 х 1200). Полоса пропускания видеоусилителя осталась на том же высоком уровне - 390 МГц.

Весьма неплохим выбором для указанных задач также может стать монитор от NEC-Mitsubishi. Вообще, модели с трубками Diamondtron всегда были ориентированы на художников, верстальщиков и дизайнеров. При достаточно привлекательной цене они отличаются сдержанной "европейской" гаммой изображения (в отличие от ярких, на любителя, "азиатских" цветов трубок Trinitron), хорошей геометрией и точной цветопередачей. Между прочим, у нашего верстальщика на столе стоит именно 21-дюймовый Mitsubishi 2040U...

Домашнее применение

Разумеется, говоря о домашнем применении, я не имею в виду монитор для 14-летнего оболтуса, играющего сутками в Counter Strike и чатящегося в интернете. Профессиональный монитор дома может заинтересовать людей, увлекающихся обработкой векторной и растровой графики, цифровой фотографией или, например, трехмерным моделированием. Лучшие 21-дюймовые модели пока слишком дороги для среднего российского пользователя (да и не всегда приемлемы в силу больших габаритов и веса).

Пока оптимальным выбором для домашнего использования являются 19-дюймовые модели. На что обращать внимание в данном случае? Поскольку немалую часть времени монитор будет использоваться для чтения текстов, крайне желательны хорошие частотные характеристики, ведь пользователь профессионального 19-дюймового монитора наверняка захочет использовать разрешение 1280 х 960 (в отличие от разрешения 1152 х 864, рекомендуемого для средних 19" моделей).

Таким образом, монитор должен держать как минимум 100 Гц в разрешении 1280 х 960 точек и иметь приличную полосу пропускания видеоусилителя (не забываем о качестве отображения мелких шрифтов). Отличным выбором будет, например, iiyama Vision Master Pro 454, имеющая полосу пропускания видеоусилителя 345 МГц (сравните с 230 МГц у очень неплохой модели Hitachi CM772 и 203 МГц у модели начального уровня CTX VL950). Вообще, когда я первый раз увидел частотные характеристики iiYAMA Vision Master Pro 454, то прямо скажем, обалдел. Рефреш 104 Гц в разрешении 1600 х 1200 - это отличный показатель даже для многих профессиональных 21-дюймовок.

Если вам больше по душе трубки Trinitron, то здесь тоже есть, из чего выбирать. Достаточно привлекательно выглядит модель Sony GDM-G420. По частотным характеристикам эта "Соня", конечно, не может тягаться с iiyama Vision Master Pro 454 (всего 89 Гц в 1600 х 1200), но картинку выдает очень неплохую. Как-то мне доводилось сталкиваться с этим монитором, и качество изображения меня очень порадовало. Переменный шаг апертурной решетки (0,24 мм в центре и 0,25 мм по краям) - это, в общем-то, норма для 19-дюймовых дисплеев, основанных на Aperture Grill, меньше уже и не бывает.

Кстати, жизнь в последнее время вносит свои коррективы относительно размеров диагонали. Многим продвинутым пользователям и хардкорным геймерам маловато даже 19-дюймового монитора. В этом случае можно посоветовать выбрать не очень дорогой 21" аппарат, обладающий, однако, приличными характеристиками.

Вообще говоря, с повышением размера диагонали требования к мониторам ужесточаются, и средний 21" дисплей может ничуть не уступать по совокупности качественных показателей профессиональному 19-дюймовому. К примеру, хорошим выбором в данной ситуации будет iiyama Vision Master Pro 513. Хотя он заметно уступает своему старшему брату 514 по характеристикам полосы пропускания видеоусилителя (280 МГц), тем не менее обеспечивает рефреш 88 Гц в разрешении 1600 х 1200.

Для домашнего применения, кстати, более подходящим будет режим 1280 х 960, в котором вы без проблем получите заветные 100 Гц. Есть ли смысл покупать средний 21" монитор вместо навороченного по максимуму 19"? Я думаю, что такой вариант однозначно лучше для людей с ослабленным зрением (у компьютерщиков это вообще профессиональное заболевание, к сожалению), ведь при том же разрешении, что и на 19 дюймах, шрифты будут выглядеть гораздо четче, и полезная площадь экрана увеличится (а значит, можно сесть подальше от экрана).

И даже если у вас 100-процентное зрение, лишние два дюйма диагонали дадут массу положительных ощущений в играх и при просмотре фильмов с экрана. Напомню, что средние и low-end-модели - это совершенно разные вещи. Существуют и 21-дюймовые мониторы "для бедных", которые вытягивают максимум 75 Гц в 1600 х 1200 и имеют полосу пропускания около 200 МГц, но сегодня речи о них нет.

Некоторым не нравятся мониторы, построенные на трубках с апертурной решеткой. Теневая маска хотя и выдает несколько более блеклую картинку за счет больших потерь светового потока, но имеет свои достоинства. Тем, кому по душе гладенькая, бархатистая картинка теневых масок, можно посоветовать Hitachi CM772.

Относительно невысокие частотные характеристики, в общем-то, мало влияют на качество изображения в средних режимах (от 1152 х 864 до 1280 х 960), и картинку можно назвать лучшей среди 19-дюймовых мониторов, основанных на теневой маске.
Цена
$4100
Диагональ
20 дюймов (видимая область изображения)
Размер точки
0,25 мм
Максимальное разрешение
1844 х 1300 пикселей
Горизонтальная развертка
30 - 106 кГц
Точность цветопередачи
delta E = 1
Цветокалибровка
автокалибровка посредством 12-битного сенсора
Дополнительные регулировки
фокусировка - 25 зон
чистота цвета - 25 зон
сведение - 25 зон
Разъемы
5 входов BNC
USB-hub 1 up / 4 down
1 порт RS-232
Габариты
502 х 500 х 501 мм


Заключение

Итак, какую-то порцию информации по профессиональным мониторам вы, надеюсь, почерпнули. Прикиньте, для каких задач будет использоваться ваш будущий монитор, и подберите подходящую по характеристикам модель. Однако не забывайте главного: ЭЛТ-монитор - это единственная электронная лампа в конструкции компьютера.

Это аналоговый прибор. Поэтому выбирать нужно не только (и не столько) модель, сколько конкретный экземпляр. Ни один обзор не заменит главного - тщательной проверки монитора перед покупкой. Если не полениться и выбрать отлично сведенный и сфокусированный прибор, он будет радовать ваши глаза долгие годы.

Что такое sRGB?
sRGB - калиброванное цветовое пространство, стандарт, продвигаемый компаниями Microsoft и Hewlett-Packard. Устройства, имеющие цветовой профиль стандарта sRGB, позволяют организовать наиболее адекватное отображение цвета на всех этапах обработки и создания изображений. Во всех профессиональных приложениях для обработки растровой графики (например, таких как Adobe Photoshop или Corel Photo-Paint) существует возможность выбора профиля sRGB.

Для ЭЛТ-монитора соответствие цветовому пространству sRGB подразумевает, в частности, значение параметра gamma=2.2. Остальные параметры монитора в режиме sRGB подбираются производителем, исходя из технических характеристик трубки (коэффициент отражения экрана, коэффициент ослабления светового потока теневой маской / апертурной решеткой, свойства люминофора и прочее).

Без компромиссов
Разумеется, для того, чтобы полностью раскрыть возможности профессионального монитора, требуется видеокарта соответствующего уровня. В принципе, все современные карты, даже игровые, обеспечивают достаточно высокое качество двухмерной графики.

Однако, часто покупка игровой видеокарты превращается в лотерею. Поэтому человеку, не признающему компромиссов, можно посоветовать забыть об играх и запомнить только одно слово: Matrox.

Использован материал: http://www.computery.ru
Автор: Андрей Никулин joint831@yahoo.com
22.07.05


Создан 24 фев 2007



 






Интернет реклама

Flag Counter
Услуги Дизайнера И Фотографа

Jigman.io.ua statistics Photography Directory by PhotoLinks Jigman.io.ua website reputation